Сергей Серов – картина «Возвращение»

Предчувствием, живописным пророчеством о возрождении Черемшан можно назвать живописный холст крупного формата, находящийся ныне в собрании хвалынского музея – картину «Возвращение» Сергея Серова (29.05.1948-28.07.2014).

На ней изображён вполне реальный момент: митрополит Корнилий вместе с единоверцами совершает молебен перед Поклонным крестом в Черемшане, а вокруг вьются дети и прохожие, скорее всего – обитатели санатория и туристы, для которых само явление таких людей, в таких одеяниях, да ещё и с древними песнопениями – как бы «полёт в машине времени».

На нашем сайте размещён рассказ и фоторепортаж об этом – «Хождение с крестом на Черемшане» - http://www.serapion.su/index.php/dela/29-khozhdenie-s-krestom-na-cheremshane

Сам же хвалынский художник Сергей Серов считал эту картину своею лучшей. И недаром: в ней налицо и живописные достоинства, и благоговейное «чувство места», красивый пейзаж, и психологически яркие образы: контраст глубоко молящихся христиан и наивно их разглядывающих «детей поколения, которое выбрало Пепси»…

Да, это явно тематическая, программная картина. И её смысл – в великом Возвращении.

Не отдельных людей, митрополита и его сопровождения на руины некогда славного Черемшана, нет – это Возвращение Древлего Православия в наши души, русского народа к своим корням, «опепсившихся» современников к почитанию предков и их святынь. Это и предчувствие и живописный призыв к Возвращению к своим корням.

Кто же такой автор? Вот что о нём писала Валентина Ивановна Бородина, заведующий художественно-мемориальным музеем К. С. Петрова-Водкина в Хвалынске. Она многие годы знала его и высоко ценит, как искусствовед:

«Сергей знал русскую литературу, и не столько «по должности» (он окончил Полиграфический институт в Москве), сколько по любви. Будучи прекрасным рассказчиком, не пренебрегавшим и словом написанным, он неслучайно выбрал специальность, связанную с книжным оформлением. Книга не только сформировала мировоззрение Сергея, но, будучи монолитным организмом, повлияла и на его живопись.

Сергей – один из немногих художников, кто писал картины – исчезающая форма в наше время. Он хотел показать мир не фрагментарно, а целостно. Своим творчеством он пытался склеить мир, идущий трещинами. Для него и маленькая родина – Хвалынск была хотя и частью, но частью большего целого - страны.

Сергей - истинный певец своей земли, рассказавший в своих картинах о её прошлом, настоящем, но главное - узревший в ней вечность.

Он работал в разных жанрах и в каждом стремился к полноте и нераздельности. Сами необъятные пространства родного пейзажа сформировали широту его натуры. В Хвалынске Сергея знают и любят, называя его «хвалынским Антеем». Он каждую весну, как перелётная птица, стремился из Балакова, где он жил более 35 лет, в родные Пенаты».

… Рождённый в Хвалынске, он пожелал быть упокоенным там же - в Хвалынске.

«Возвращение» создано художником незадолго перед уходом в мир иной. И это своего рода «завещание». Так же это – контраст и полемика с Павлом Кориным. Если тот в начале революционного и воинственно-атеистического 20 столетия создал свою знаменитую «Русь уходящую», то через сто лет Серов ответил ему: нет, впереди «Возвращение».

Глядя на «Возвращение» Сергея Серова 

Прощаться с Русью! – так велел нам Пётр.
Петра с младенчества к тому ведь приучали
Реформы Никона и царь его отец,
Который возмечтал воссесть в Царьграде
На троне византийском и владеть
Всем православным миром. Но споткнулся,
И чужебесие проело, словно ржа,
Весь высший слой боярства, царский род
Был начат от Романовых, но немцы
Его лишили крови и своей
В него впустили – Рейн взаместо Волги!
И вот три века ищут на Руси… свои истоки…
Войны и гражданка… Погромы храмов, танцы у могил…
Вот Черемшан – урочище в пещерах –
Сюда откуда-то, как бы забытых в сне,
Митрополит ведёт молящихся. А рядом –
Смотрите лучше, слева за Крестом! –
Пришёл Серапион, сияет в нимбе…
Русь, ты вернёшься? Боже, нас простишь?
 
Текст – С.М., Москва, 20 сентября 2016 г