Вклад хвалынских купцов-старообрядцев в городскую архитектуру и благотворительность

«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 4 (апрель 2012)

С. А. Обухович1

Одним из высшим своих предназначений старообрядцы всегда считали сохранение древнего церковного благочéстия. Выражение изначальной веры посредством искусства иконописания и книгописания, знáменного пения и древнего зодчества - суть православной культуры. Потому вклад староверов в дело сохранения культурного наследия Древней Руси и России огромен и доны́не не оценён по достоинству.

В XIX веке Хвалынск особенно выделялся многочисленным старообрядчеством среди городов Саратовской губернии. Староверы Хвалынска внесли значительную лепту в дело сохранения «старого обряда», традиций и обычаев «отцов и дедов», памятников культуры: тысяч древних книг, икон, храмов. Купцы-старообрядцы Хвалынска также прославились, как щедрые благотворители.

Хвалынские купцы-староверы, как и их одноверцы по всей России, благоустраивали родной город и украсили его не только великолепными храмами, но также замечательными зданиями светского характера. Цивилизация не испортила Хвалынск: зданий современного вида здесь почти нет. И сегодня он вполне сохранил óбраз провинциального уéздного гóрода начала XX вéка.

Центр Хвалынска застроен каменными одно- и двухэтажными зданиями конца XIX - начала XX вéка. Каждое здание своеобразно украшено, не похоже на другие. К окраинам каменная застройка плавно сменяется деревянной, но и здесь множество неординарных домов, с мансáрдами, крылечками, украшенных сложной резьбой.

Первая в Хвалынске старообрядческая церковь была построена в 1814 году стараниями городского головы Хвалынска Кузьмы Михайлова[16, 29]. Фото 1 Вознесенская единоверческая церковьСтроилась она из цельных сосновых брусьев, была не оштукатурена и не выкрашена. В 1841 году, после обращéния Иргизских монастырей в единовéрие, храм опечатали, а крест спилили. Колоколá разобрали горожане (часть их хранилась в кладовой у Кузьминых-Михайловых), крест же выкупил купец Буянов[24, 1117]. В 1842 году церковь была передана единовéрцам и освящена вó имя Вознесéния Госпóдня (Фото 1).

Главное украшение города - Крестовоздви́женский храм, бывшая Покрóвская старообрядческая церковь (Фото 2, 3, 4). Строилась она в 1907-1914 г.г. на средства старообрядческой общины Белокриницкой иерархии, в состав которой входили купцы Николай Михайлович Михайлов, Егор Николаевич Буянов, Максим Степанович Кузьмин, Василий Семёнович Абакумов[2].

Фото 2 Покровский старообрядческий храмХвалынская община старообрядцев, приéмлющихБелокриницкую иерархию, первая в Саратовской губернии получила право на постройку храма[3]. Это было связано с тем, что в 1905 г. хвалынцы просили разрешить им перестроить старый моли́твенный дом, пришедший в вéтхость[24, 1117]. 
Время подачи прошения совпало с объявлением указа о веротерпимости. Воспользовавшись ситуацией, староверы переделали план, который уже 19 декабря того же года был утверждён в строительном комитете саратовского губéрнского правлéния[9]. Внук Кузьмы Михайлова - строителя первой старообрядческой церкви - С. Ф. Кузьмин, вместе с хвалынскими купцами Л. Г. Шикиным и С. Ф. Лукичёвым, начинал строительство старого старообрядческого моли́твенного дóма. А заканчивал строительство заменившей его церкви Покровá Пресвятóй Богорóдицы правнук Кузьмы - Н. М. Михайлов, - после объявления Манифéста 1905 г.[22, 57]

В 1907 г. «общество» старообрядцев внесло изменения в проект уже строящейся церкви: звóнница была «заменена колокольней и формы алтарéй сделаны богаче»[8]. Архитектор Юрий Николаевич Терликов проектировал храм в излюбленном старообрядцами «русском стиле». В 1914 г. возведение храма было завершено, и 31 марта эта красивейшая красно-кирпичная церковь в центре города была освящена вó имя Покровá Пресвятóй Богорóдицы (Фото 2). 
Священниками храма стали настоятель общины Иоанн Карпович Исаичев и Григорий Неклюдов, оба - уроженцы села Сосновая Маза[24, 1118]. 
Фото 3 Проект Покровского храмаПроект хвалынского храма хранится в фонде губéрнского правлéния Государственного Архива Саратовской области[7]. Сейчас это единственный в городе храм, переданный в 1946 г. Московскому патриархáту и переименованный тогда же в честь Воздви́жения Честнóго и Животворя́щего Крестá Госпóдня.

До 1905 года староверы были лишены права иметь общественное имущество и строить церкви. Тем не менее, архивные документы называют множество молéнных, тайно созданных хвалынскими староверами в городских домах и на дачах Черемшана[4, 6]. Однако, снаружи эти моли́твенные домá выглядели как жилые постройки, так как, следуя закону, староверы не могли украсить их ни куполом с крестом, ни колокольней. Жизнь старообрядчества была почти незаметна.

«Десятилетие свободы» 1905 -1917 гг. стало эпохой расцвета старообрядческой архитектуры. Только за 7-8 лет после указа 1906 г. «о правах общин» старообрядцами по всей России было построено более 1.000 храмов[15, 193].

Одновременно с возведением Покрóвского храма в Хвалынске, строили Христорождéственскую церковь беглопопóвского соглáсия. Она располагалась на улице Камышинке между Московской (ны́не Советская) и Дворянской (Ленина), на месте бывшего моли́твенного дóма беглопопóвской общины[16, 37]. Христорождéственская церковь возводилась на средства богатой купеческой семьи Кривошеиных, отчего в народе получила название Кривошеинской. 
Строительство каменного храма с такой же колокольней было завершено в 1910 г. А уже в 1931 году, по решению районного исполнительного комитета, с Христорождéственской церкви были сняты и переданы на переплавку колоколá. Храм был закрыт и вскоре разрушен.

Фото 4 Современный вид бывшего старообрядческого храма Фото 5 Беглопоповский храм Рожества Христова

Домá известнейших в Хвалынске купцов-старообрядцев располагались, преимущественно, поблизости от Торговой (ны́не ул. Базарная) площади по улицам Винновской (теперь Достоевского), Московской (Советская) и Миллионной (Петрова-Водкина).

Фото 6, 6а Дом купцов Кузьминых-Михайловых

Дом купца Кузьмина-Михайлова (ны́не ул. Достоевского, д. № 12), сооружённый в конце XIX века, до последнего времени вполне сохранял характер оригинальной постройки. С. Терёхин в статье, опубликованной в 2001 г., подчёркивал, что «здание привлекательно контрастом между основным, приземистым деревянным объёмом и затейливо решённым входны́м портáлом»[21, 102]. Эта особенность дома купца-старообрядца, на наш взгляд, передаёт характер старообрядческого быта в целом - простота, с одной стороны, и основательность, стремление к красоте, с другой. Но, к сожалению, недавно здание обновили. «Приземистый деревянный дом» обложен кирпичом, в нём располагается администрация консервного комбината. 
Правда, входнóй портáл дóма Михайлова, в отличие от самого дома, видимо, признан самостоятельным историческим памятником (Фото 6, 6а). Его не тронули, и он сохранил почти все оригинальные компоненты: фасáдную кирпичную стенку с аттиком и, главное, литóй чугунный навес. На четырёх профилированных столбах с миниатюрными капитéлями и сложным орнаментом, навес хорош как самостоятельное произведение декоративно-прикладного искусства. Изготовлен он, судя по характеру композиции и деталям литья, в Саратове, на чугунолитейном заводе О. Э. Беринга «Сотрудник», в 90-х гг. XIX в.[21, 103]

Фото 7, 8 Дом и флигель купца Л. ШикинаНа Винновской улице располагались также два особняка купца Льва Шикина (Достоевского, д. №№ 19-21, домá инвалидов) (Фото 7, 8) и особняк купца Ивана Дмитриевича Пономарёва (Достоевского, жилой дом № 39) (Фото 9).

На пересечении Винновской и Московской улиц, напротив особняков купца Шикина - бывший дом купца Абрама Фёдоровича Абакумова, простой, с деревянным вторым этажом (Советская, д. № 87) (Фото 10); а рядом - его же каменный двухэтажный дохóдный дом (ны́не гостиница «Волга») (Фото 11). Брат А. Ф. Абакумова - Иван Фёдорович - жил на ул. Московской. Кроме того, Абакумовы владели домами на улице Винновской (Достоевского, д. №№ 11-13).

На ул. Миллионной (теперь Петрова-Водкина), около здания общества Красного Креста (ны́не Школа-интернат) был постоя́лый двор Абакумовых (сгорел в гражданскую войну)[23]. А рядом - на пересечении Миллионной и Дворянской (ул. Петрова-Водкина, д. № 17) - каменный одноэтажный особняк купца Малинина (Фото 12).

На сáмом возвышенном месте в центре Хвалынска, на пересечении улиц Петрова-Водкина и Революционной, находится одно из старейших зданий города - дом Михайловых-Радищевых (Фото 13; ны́не - Хвалынский краеведческий музей). 
Здание, спроектированное, предположительно, архитектором А. Н. Воронихиным[17, 144], существовало ужé в первые десятилетия XIX века и принадлежало купцу Льву Михайлову[21, 104].Фото 9 Дом купца И. Д. ПономарёваДочь Льва - Анна - вышла замуж за Алексея Васильевича Радищева, городского головý Хвалынска, потомка знаменитого писателя XVIII вéка,[25, 153]. 
На той же ул. Миллионной располагался дом купца-старовера Михаила Андреевича Фокина (ны́не детский сад № 3)[23].

Пересечение улиц Советской и Луначарского (ул. Советская, д. № 112) украшает особняк Егора Николаевич Буянова[20, 6](Фото 14). Второй дом Буяновых, тоже двухэтажный и кирпичный, располагается на ул. Карла Маркса, д. № 6[20, 7].

Почти все вышеназванные домá купцов-старообрядцев и бывший Покрóвский храм входят в «Перечень объектов историко-культурного наследия, расположенных на территорииФото 10, 11 Жилой дом и доходный дом купца А. Абакумоваг. Хвалынска и Хвалынского района», опубликованного в работе Виктора Алексеевича Непочатых[17] - писателя, бывшего директора Хвалынского краеведческого музея. 
Среди памятников Хвалынского района здесь названы также «дача купца Михайлова-Кузьмина начáла XX вéка», «женский монастырь XIX века» и «мужской монастырь XIX вéка» на Черемшане[17, 144-145].

Особняк дачи Михайлова-Кузьмина (Фото 15) стои́т на высоком, крутом, открытом волжским далям обрыве. Горожане называют этот дом «швейцарской горной дачей». 
«Ви́лла», построенная в стиле модéрн, довольно неожиданна для маленького русского города, но в то же время подтверждает его главную особенность - слияние с природой, единение с ландшафтом[21, 116].

С 80-х гг. XIX века главным центром старообрядчестваБелокриницкой иерархии в Поволжье были Черемшанские монастыри близ Хвалынска. Там постоянно проживали епи́скопы и проводились старообрядческие собóры. 
Архитектура Черемшанских храмов простá. Строились они во времена гонений, и потому, изначально имели вид жилых домов: два двухэтажных дома было выстроено в садах, купленных для оби́тели епи́скопа Серапиона купцом А. Д. Веховым и купчихой Пономарёвой[1, 307]. Фото 12 Дом купца МалининаВ октябре 1881 г. в одном из этих домов был освящен собóрный храм с двумя престóлами (верхний - Успéнский, нижний - Покрóвский) (Фото 16). Освяти́ли храм старообрядческие епи́скопы Аркадий, Конон и Геннадий, только что выпущенные из тюрьмы Суздальского Спáсо-Евфимьевского монастыря[19, 31], а также епи́скопы: Казанский Пафнутий и Саратовский Амвросий.

В женском монастыре матушки Фелицаты 1884 году «без письменного разрешения начальства» была выстроена молéнная, а по сути - каменная церковь. Освящена она была 21 сентября 1885 года вó имя Введéния во храм Пресвятыя́ Богорóдицы с придéлом вó имя святи́теля Никóлы[5]. 
Постройка осуществлялась, по словам Фелицаты, «на основании мнения Гос. Совета, последовавшего 1 мая сего 1884 года, о даровáнии раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духóвных треб»[11]. 8 октября 1885 г. «молéнная» была разрешена Саратовским губéрнским правлéнием[10]. Но только после 1905 года на церкви были установлены куполá и кресты, а в 1909-м возведена колокольня[16, 63] (Фото 17).

Фото 13 Дом Михайловых-Радищевых Фото 14 Дом купца Е. Н. Буянова

Жертва на храм - главное, принципиальное, продиктованное старообрядческой предпринимательской этикой дело купцов-староверов. Щедрая благотворительность являлась жизненным крéдо, религиозно-нравственной потребностью для предпринимателей-старообрядцев.

Фото 15 Замок в Ривьере (бывшая дача купца Михайлова)«В дачах города Хвалынска, Саратовской губернии, по речке Черемшанке, в нескольких строениях, находившихся в двух садах, пожертвованных для сегó хвалынскою купчихою Клавдией Николаевной Пономарёвой» в начале 80-х г.г. XIX в. была учреждена Александровская богадéльня, «в память в Бóзе почи́вшего Государя Императора Александра II Николаевича». 
Богадéльня имела целью «призрéние людей обоего пола убóгих, увéчных и престарéлых, не имеющих пропитания, из всех сослóвий, исключительно одних христиáн»[12]. Содержалась она на ежегодно отчисляемые из доходов двух садов и мельниц К. Н. Пономарёвой; «на проценты с капитала, пожертвованного хвалынским купцом ... [фамилия в документе пропущена, возможно, А. Д. Веховым - О. С.] и вложенного в Хвалынский городской общественный Банк на вéчное время из приращéния процентов (по 8-ми на 100); на единоврéменные или каждодневные взносы Почётных Попечи́телей, Почётных Членов-благотвори́телей и Членов-благотвори́телей; на добровольные пожéртвования благотвори́телей и подая́ния»[13]. 
Почётной попечи́тельницей богадéльни являлась купчиха К. Н. Пономарёва[14].

Фото 16 Успенско-Покровский собор мужского монастыря на ЧеремшанеГородская Михайловская Богадéльня в Хвалынске была учреждена на капитал Самарской купчихи Екатерины Ивановны Новиковой, урождённой Михайловой, в 10 тыс. рублей и открыта в Хвалынске 2 августа 1874 года в её же «пожéртвованном для сегó доме»[18, 293]. Богадельня именовалась «Михайловской» по фамилии отца учредительницы - хвалынского купца Ивана Кузьмича Михайлова.

Первое положение о Богадéльне было утверждено Городской Думой 8 ноября 1873 г., «каковое пересоставлено вновь и утверждено 17 мая 1905 г.»[18, 293]. К 1 января 1909 года на призрéнии в городской Богадéльне состояло 23 человека. 
В приложении к отчёту Хвалынской Городской Управы за 1909 год находим «Ведомость капиталам городской Михайловской Богадéльни», где среди жéртвователей Богадéльни названы старообрядцы: Е. И. Новикова (10.000 руб.), Н. А. Фокин (3.000 руб.), А. Кузьмина и другие[18, 294].

Фото 17 Введенская церковь женского монастыря на ЧеремшанеВ 1891 г. в Хвалынске был открыт Городской Сиротский Дом. В 1909 году на призрéнии в нём состояло 27 детей. Пожéртвования сирóтскому дому делали также преимущественно хвалынские староверы, почётные попечи́тели Попечи́тельского Совета благотвори́тельных заведéний г. Хвалынска: Ю. И. Казарина, П. С. Михайлова, Ф. О. Плигин, Н. Н. Фокин, Н. М. Михайлов, М. М. Казарин, Н. А. Фокина[18, 298]. 
В отчёте Хвалынской Городской Управы за 1909 г. почти все почётные попечи́тели Совета были из старообрядцев. Кроме вышеназванных, это были П. И. Кривошеин, М. П. Плигин, П. И. Михайлова, Ф. И. Пономарёв, М. П. Виноградов, Н. В. Козьмин[18, 301]. Член Совета Н. М. Михайлов до 1909 г. исправлял должность Городского Головы́ г. Хвалынска[18, III].

Другим источником средств содержания богадéльни и сирóтского дóма являлись проценты со специальных (пожéртвованных) капиталов. В 1909 году в Хвалынском городском банке на счёте Михайловской богадéльни находилось 29.954 руб., а на счёте сирóтского дóма - 26.843 руб.[18, 202]

Купцы-старообрядцы «жéртвовали» также на благоустройство родного города. Среди домов, переданных «городу» их владельцами, находим: «два дома деревянные, пожертвованные господами Плигиными»; «каменный трёхэтажный дом с постройками, бывший А. С. Абакумова»; деревянный двухэтажный дом, где помещается богадéльня, подаренный Е. И. Новиковой; «каменная лавка Кривошеина № 80»[18, IX].

«На вéчном вклáде в Сызранском отделении Гос. Банка» лежали 2.000 руб., пожéртвованных хвалынским купцом Н. А. Фокиным на благоустройство православного и старообрядческого кладбищ. 
Другой такой же «вéчный» вклад Н. А. Фокина, на сумму 10.000 руб., представлял собой необычное направление благотвори́тельности: «на вспомоществовáние беднейшим девицам невестам г. Хвалынска»[18, IX].

Таким образом, следует признать, что старообрядческое купечество Хвалынска выделяло значительные средства на благотвори́тельность, следуя принципам старообрядческой предпринимательской этики. Высокая эффективность этих принципов была продемонстрирована в период «золотого десятилетия старообрядчества» 1906-1916 г.г. 
Кроме того, хвалынские купцы-староверы внесли весомый вклад в архитектуру родного города. Их домá, магазины, гостиницы, а также храмы, построенные, преимущественно, на их средства, придали неповторимый óблик Хвалынску.

Доказательство успешности экономики старообрядческого купечества и старообрядческих общин, демонстрация высокого уровня культуры и нравственности семей староверов призваны научить нас уважать опыт, традиции и веру наших отцов и, подобно им, хранить это безценное наследие.


Примечания:
1 Светлана Обухович - кандидат исторических наук, специализируется на изучении
   истории старообрядчества в Поволжье [Ред.].

Фотографии А. Кашанина (Саратов), Д. Мясникова (Хвалынск), из фондов ХКМ и СОМК.

Библиографический список:

[1] С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков «Старообрядчество. Ли́ца, предметы, события и символы.
     Опыт энциклопедического словаря.» - М., 1996.
[2] ГАСО (Государственный архив Саратовской области). Ф. 2. Оп. 1. Д. 8973. Л. 1 об.
[3] ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 10663. Л. 9.
[4] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 975, 987.
[5] ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 621. Л. 6.
[6] ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 2035.
[7] ГАСО. Ф. 656. Оп. 1. Д. 1072. Л. 7.
[8] ГАСО. Ф. 656. Оп. 1. Д. 1072. Л. 9.
[9] ГАСО. Ф. 656. Оп. 1. Д. 1072. Л. 27.
[10] ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 621. Л. 10.
[11] ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 2035. Л. 145.
[12] ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 2035. Л. 146.
[13] ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 2035. Л. 147.
[14] ГАСО. Ф. 407. Оп. 2. Д. 2035. Л. 148.
[15] В. Ф. Козлов «Московское старообрядчество в первой трети XX в. (храмы, молéльни,
      общественные организации и учреждения)» // Старообрядчество в России (XVII-XX
      в.в.): Сб. науч. трудов / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. - М., 1999.
[16] А. В. Наумов «Земли́ Хвалынской храмы» - Саратов: Изд-во «Текст», 2004.
[17] В. А. Непочатых «Хвалынск. Краткая история и достопримечательности.» -
      Саратов, 2000.
[18] Отчёт Хвалынской Городской Управы с приложениями за 1909 год. - Хвалынск. 1910.
[19] А. С. Пругавин «Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости. Очерк из
      истории раскола по архивным данным.» - С.-Пб., 1903.
[20] Д. Симаков «Родина моя - Хвалынск» - Куйбышев. 1980. Рукопись // ХКМ (Хвалынский
      краеведческий музей). 4-77.
[21] С. Терехин «Хвалынск. Архитектурный путеводитель» // «Хвалынск. Портрет города.
      Краеведческие очерки.» - М., 2001.
[22] А. К. Хапилин «Кузьмичи в Хвалынске» - Гонец. 1992. № 5.
[23] «Опись исторических памятников г. Хвалынска, составленная со слов старожилов» //
      ХКМ. Сост. Т. Е. Харчикова.
[24] К. Швецов «Хвалынская старообрядческая община» - Церковь. 1910. № 45.
[25] К. Шилов «Гений Хвалынской земли» // «Хвалынск. Портрет города. Краеведческие
      очерки.» - М., 2001.