Старообрядческий церковный календарь на 1997 год – Черемшанский подвижник.

«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 4 (апрель 2012)

Черемшанский подвижник 1

Отец Серапион ещё при жизни своей почитался Бóжиим угодником теми, кто его знал. По его смерти, благодарные старообря́дцы, желая увековечить память основателя монастыря, поместили гроб с его останками в склепе, устроенном подле церкви.

При перенесении останков обнаружилось, что тело его нетлéнно. В начале XX века в склепе были помещены святые иконы, у которых горели неугасимые лампады, мощи о. Серапиона были покрыты стеклом, у склепа был приставник - инок, который следил за сохранностью склепа. 
Отец Серапион почитался как местночти́мый святой; епископы, жившие в монастыре, часто посещали склеп, молились там и прикладывались к мощам. Также совершали туда паломничество и насéльницы женских черемшанских монастырей, находившихся недалеко от Серапионова монастыря. Шли паломники и из других мест России.

О нетлéнии мощéй о. Серапиона сообщалось в старообря́дческом журнале «Церковь» (см. № 5, 1909 г.). Автор этих статей, С. И. Быстров, - бывший насéльник монастыря и секретарь саратовского епископа Мелетия, - писал, что многие старообря́дцы ждут канонизации о. Серапиона. Но трагические события 1917-го года помешали осуществиться этим планам.

Незадолго до закрытия монастыря, архимандрит Серапион в сонном видении явился настоятелю обители архимандриту Антонию и другим инокам, повелевая мощи свои перенести в другое место. В один из дней иноки обнаружили склеп открытым; гроб с телом о. Серапиона стоял на ступенях лестницы, ведущей в склеп. 
Мóщи были перенесены в женский Введенский (Фелицатин) монастырь, где также были помещены в склепе. Почитание мощéй продолжалось и в женской обители. 
Женских монастырей на Черемшане было несколько, но в то неспокойное время они один за другим были закрыты. Нависла угроза и над Введенской обителью. Инокини, не желая предать осквернéнию святые мóщи, в 1924-м году, в среду Пасхальной седми́цы, с крестным ходом перенесли останки подвижника на монастырское кладбище. 
Вскоре был закрыт и последний монастырь. Но те, кто знал место захоронения о. Серапиона, продолжали посещать кладбище, чтя его память.

В настоящее время от бывших монастырей остались только сильно перестроенные здания святых храмов, да ещё некоторые постройки. 
Кладбище мужского монастыря уничтожено, на этом месте кощунственно устроена площадка для танцев. Но память о Черемшанских обители в старообря́дчестве жива, и есть ещё надежда, что светильник Бóжий вновь засияет на свещнице.

Старообря́дцы из Саратовской общины каждый год посещают эти священные и дорогие места и молятся об упокоении душ подвизавшихся здесь иноков и инокинь - тружеников Христóвых, от них же первый - архимандрит-схи́мник Серапион.

Примечания:
1 Фрагмент статьи из Старообря́дческого церковного календаря на 1997 г.

 Из журнала "Вифлеем - Дом хлеба", выпуск 4, апрель 2012 г.

Источник – http://www.blackmonk.ru/vifleem/vifleem04/v04117.shtml