Быстров С.И. - Серапион архимандрит, игумен мужского монастыря на Черемшане (из записной книжки С.И.Быстрова)

«Вифлеемъ - Дом Хлеба»
Выпуск 4 (апрель 2012)

С. И. Быстров

Серапион архимандрит, 
игумен мужского монастыря на Черемшане. 
(из записной книжки С. И. Быстрова1)

В миру - Семён Иванович Абачин2, родился в селе Мурашкине, Нижегородской губернии. Позднее с отцом своим (Иваном Ивановичем) переехал в Саратов, где и жил до 15-18 лет, а потóм, увлёкшись религиозными идеями, ушёл из родительского дома и пошёл странствовать.

Жил в Австрии, потом в Румынии, в Славском монастыре, где и принял и́ночество.

45-ти лет от роду ушёл из-за границы3 и прибыл в Хвалынск совместно с и́ноками Захарием, Варсонофием, Киприаном. Вначале они поселились на Нижнем Черемшане при владыке Афанасии, а потóм поселились в саду Толстиковой4, где у них была устроена похóдная церковь.

В 1865 г. полиция открыла их местопребывание и за совершение молéния по старообрядческому обряду арестовала и отправила в Хвалынск в острóг. После их хотя и освободили, но судебное дело тянулось страшно долго, лет 5-7.

По окончании судебных дел, о. Серапион поселился со своими товарищами в саду на мельнице Толстиковой, что было в мае 1871 г. Сад этот позднее был передан монастырю. 
Место, где теперь стоит монастырь, куплено у купчихи Курановой5 за 5.000 руб. Деньги эти внёс астраханский купец Архип Дмитриевич Вéхов. Дом, в котором теперь помещается трапéзная стариков, принадлежал Куранихе и перенесён с мельницы Толстиковой.

В 1873 г. о. Серапиона выбрали во епископы на Кавказе, но он не поехал, потому что документы его были потеряны и́ноком Паисием по дороге на Кавказ. Полиция, однако, нашла их и вернула из села Воронцово-Александрова.

В обыденной жизни отец Серапион был прост, ласков со всеми, крóток. От братии не требовал особенно строго. Позволял пить чай желающим6 и сам пил, но только воду с изюмом7.

В 12 ч. дня у него собирались старшие из и́ноков и тут вели беседу по монастырским вопросам, и нередко читали Святое Писание.

Отец8 Киприан, сотрудник отца Серапиона, жил в доме при въезде в монастырь; ему же принадлежало и место с садиком. По смерти он завещал свой дом и сад отцу Израилю (иеродиакону), человеку близкому к отцу Серапиону; а отец Израиль отказал это имущество отцу Серапиону. Отец Серапион, в свою очередь, умирая, отказал по завещанию этот уголок: отцам Феодосию, Израилю, Александру, Пантелеймону, - при чём о. Серапион сказал, что «Феодосий не сумеет управиться».

В начале января9 у отца Серапиона обнаружилось рóжистое воспаление ноги. Поставили было пиявки, но от этого стало хуже.

Незадолго до смерти отец Серапион принял схи́му10 и приобщился святых тайн, после чего вскоре последовала тихая кончина этого великого стáрца, в 10 часов утра 7 января.

11 января последовали торжественные похороны. Отпевал епископ Паисий, 8 священников, 2 диакона. Народу было свыше 1.000 человек. Одних огáрков от свечей было собрано свыше 800. (Смотри письмо и́нока Порфирия от 13 января 1898 года).

Отец Серапион пришёл в Хвалынск, тогда, когда Анны Кузьминичны11 уже не было в живых; с ним пришли 6 и́ноков: Киприан, Варсонофий, Иосиф, Дионисий, Макарий, Виссарион12.

Примечания:
1 Хранится в фондах Хвалынского краеведческого музея. Печатается
   в современной орфографии, с небольшой грамматической правкой,
   сокращённые слова приводятся полностью. [Ред.].
2 В официальных документах он именовался турецкопóдданным Семёном
   Игнатьевичем Игнатьевым (вероятно, желая скрыть своё прошлое бегство
   из Российской империи, огласка сведений о котором была для него опасной).
   [Ред.]
3 Возможно, что и официальный год рождения прп. Серапиона, 1823,
   не соответствует действительности, ибо, если бы он родился в 1823
   году, то 45 лет бы ему исполнилось в 1868 году, а не до 1865 года,
   когда он уже был арестован на территории России [Ред.].
4 Инокини Фелицаты [Ред.].
5 Вдовы новообрядца купца Куранова, жившего по соседству с черемшанскими
   скитами и выступавшего свидетелем обвинения во время судебного
   преследования и́нокини Фелицаты, о. Серапиона и других, арестованных
   с ними в 1865 году [Ред.].
6 В XIX веке среди старообрядцев бытовало мнение, будто бы язычники
   китайцы окропляют чай змеиною кровью, поэтому его нельзя пить;
   такого мнения придерживался, например, епископ Славский Аркадий
   (Дорофеев), у которого в Славском монастыре (Добруджа, Турция,
   ны́не - Румыния) и начал свою и́ноческую жизнь прп. Серапион [Ред.].
7 Изюм употребляли вместо сахара. Бытовало мнение, что сахар очищают
   костной золой или бычьей кровью, поэтому многие старообрядцы либо
   совсем не употребляли сахара, либо воздерживались от него в пóстные
   дни [Ред.].
8 Прибывший с ним из-за границы [Ред.].
9 1898 года [Ред.].
10 В единственном письменном первоисточнике о смерти прп. Серапиона -
    письме и́нока Порфирия (Морозова) - нет никаких сведений о том, что
    преподобный Серапион принял схи́му перед смертью; этот факт вызывает
    сомнение, ибо при пострижении в схи́му сменилось бы его имя, и его
    поминали бы уже не как архимандри́та Серапиона, а как схи́мника с
    другим именем [Ред.].
11 Михайлова А. К., тётка и́нокини Фелицаты, хозяйка земли, на которой
    создан первый черемшанский скит. Умерла в 1861 году. [Ред.]
12 В некоторых публикациях Виссариона называют епи́скопом; возможно,
    это был Тульчинский епи́скоп Виссарион [Ред.].

 Из журнала "Вифлеем - Дом хлеба", выпуск 4, апрель 2012 г.

 Источник - http://www.blackmonk.ru/vifleem/vifleem04/v04109.shtml